Перейти на страницу рубрики

Что делать, если вам позвонили мошенники Версия для печати

Последнее изменение: 16.03.2023

Мошенничество — это разновидность хищения чужого имущества или приобретения прав на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, за которые предусмотрена уголовная ответственность по статье 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Наиболее распространенными видами мошенничеств являются:

  • вишинг – этот вид мошенничества с элементами социальной инженерии направлен на кражу личной информации граждан по телефону;
  • фишинг – это совокупность методов, позволяющих обмануть пользователя и заставить его раскрыть конфиденциальную информацию о себе и своей карточке.

Главная цель злоумышленников – завладеть персональными и платежными данными граждан, получить доступ к их банковским счетам и деньгам.

Основные схемы телефонных мошенников:

1. Мошенники звонят на мобильный телефон потенциальной жертвы и представляются сотрудниками банков, других финансовых организаций. Мошенники для обзвона используют такие программные обеспечения, как SIP-телефонию, которая позволяет дублировать абонентские номера казахстанских финансовых институтов. При разговоре они сообщают о попытке списания денежных средств с вашей карты и просят сменить пароль в личном кабинете, сообщить новый пароль и SMS-код. Мошенники могут даже предложить свои услуги по удаленному подключению к вашему гаджету для быстрого решения вопроса. Для этого они просят скачать приложения AnyDesk и TeamViewer. Получив доступ к вашим счетам, мошенники могут снять все деньги и даже оформить кредит на ваше имя.

Совет: Если к вам поступил звонок якобы от сотрудников банка, сразу прервите разговор. Помните, настоящий банковский сотрудник никогда не будет звонить вам для уточнения ваших персональных данных. В банке имеется ваше полное финансовое досье. Данная информация представляет ценность только мошенникам!

2. Мошенники производят звонок на мобильный телефон потенциальной жертвы и представляются сотрудниками правоохранительных органов. Они могут сообщить, что на вас или ваших родственников, друзей поступила жалоба и ведется следствие по статье 190 ч. 3 – мошенничество в крупном размере. Вам срочно необходимо приехать в *** отделение полиции. Для срочного решения вопроса, пока не оформлено заявление, вам необходимо перечислить «n-ную сумму» на определенный счет. С одной стороны, достаточно внушительная сумма, чтобы произвести впечатление, с другой – не такая уж и неподъемная, чтобы ее нельзя было бы быстро заплатить. В основном жертвами такого рода обмана становятся пожилые люди, готовые отдать все свои деньги, только бы выручить близкого человека. Дополнительным стрессовым фактором обычно является недоступность абонента для звонков – мошенники умудряются узнать и это.

Злоумышленники хорошо знакомы с психологией людей: говорят быстро и уверенно, используя профессиональные термины, иногда давят, торопят принять решение, угрожают, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного офиса или отделения полиции, и другое.

Совет:  Если вам позвонили якобы с правоохранительных органов, то ни в коем случае не паникуйте. Спросите, в каком именно отделении полиции находится потенциальный подозреваемый, какую статью ему вменяют, когда было совершено деяние, предоставлена ли помощь адвоката и как с ним связаться. Также следует сделать самостоятельный звонок на горячую линию организации, от имени которой вам позвонили: МВД РК и районного отделения полиции. 

3. Мошенники с помощью современных технологий используют голосовых роботов, которые «общаются» с собеседниками по определенным сценариям, или аудиозаписи. Мошеннические боты могут позвонить, к примеру, от лица департамента полиции, сообщить о наличии некоего штрафа и попросить нажать, допустим, «1» для получения подробной информации.

После подключается другой голосовой «помощник», предупреждающий, что информация, которую они хотят раскрыть суперконфиденциальна, и чтобы подтвердить свою личность, необходимо ответить на ряд вопросов, среди которых могут быть вопросы о ваших платежных данных. Какие бы поводы ни использовали мошенники, привлекая голосовых роботов, они хотят получить  от вас важные конфиденциальные сведения: ИИН, номер документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты карты, код из SMS. Также злоумышленникам важно получить от вас четкие фразы: «Да» и «Я подтверждаю». Для этого боты могут задавать такие вопросы, как: «Вы проживаете в Алматы?», «Вы совершали платежи за последние сутки?», «Вы хотите забрать свой приз?», «Вы меня хорошо слышите?», «Подтверждаете ли вы эту информацию?» и так далее.

Совет: Голосового робота (спамера) распознать не трудно. Завершите разговор и заблокируйте номер. Если вы все же решили продолжить «общение» с ботом, то будьте осторожны, при разговоре используйте, к примеру, вместо слова «Да» - «Алло». Также можно использовать неоднозначные слова: «Эээ, как бы», «Угу», «Мхм» и так далее, это сбивает алгоритм мошеннических автоматизаций. При возможности ведите разговор на государственном языке.

Основные правила безопасности для граждан, чтобы не стать жертвой мошенников

Никогда и никому не сообщайте:

  • Пароль от своего личного кабинета в интернет-банкинге или мобильном приложении.
  • Свои персональные данные, реквизиты своей банковской карты, срок действия карты, CVC/CVV-код (три цифры на обороте банковской карты, код проверки подлинности карты), кодовое слово и остаток денежных средств.
  • SMS-код для подтверждения совершаемой операции: платежа, перевода и т. д.

Будьте осторожны!

Много полезных материалов по теме защиты от мошенничества размещено на медиапортале по финансовой грамотности Fingramota.kz в разделе «Осторожно, мошенники».

Помощь
Помощь
Всего посетило за месяц:
Всего посетило вчера:
Сейчас на портале:
URL:
Ошибка:
Комментарий:

Спасибо, информация об ошибке принята.

Извините, в данный момент информация об ошибке не может быть обработана.
Попробуйте позже.