Перейти на страницу рубрики

Бюджетная политика Республики Казахстан Версия для печати

Последнее изменение: 16.03.2023

С момента обретения Независимости Казахстан прошел большой путь становления и совершенствования бюджетного процесса, 1991-1993 годы можно охарактеризовать как этап зарождения бюджетной системы.

17 декабря 1991 года был принят первый Закон «О бюджетной системе», в котором определен порядок формирования республиканского и местных бюджетов, а также порядок взаимодействия бюджета физических и юридических лиц по уплате налогов.

Период с 1993-1997 годы становления бюджетной системы Казахстана, характеризующееся разработкой и внедрением новой бюджетной классификации в соответствии с международными стандартами.

За эти годы в стране были проведены крупные экономические реформы, связанные с налоговым законодательством, структурированием исполнительной власти, а также  принятием  24 декабря 1996 года второго закона "О бюджетной системе".

В период с 1998 по 2003 годы было продолжено реформирование бюджетной системы, проведен анализ государственного сектора, на основании которого были оптимизированы организации, финансируемых из бюджета.

С принятием третьего Закона «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999 года законодательно утверждено распределение поступлений и расходов между республиканским и местными бюджетами, далее последовал процесс модернизации бюджетной системы, который ознаменовался принятием первого Бюджетного кодекса от 24 апреля 2004 года.

В нем были объединены ранее функционировавшие законы («О бюджетной системе», «О государственном и гарантированном заимствовании и долге», «О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов»), регламентировавшие весь бюджетный процесс.

Впервые в Бюджетном кодексе 2004 года систематизированы вопросы межбюджетных отношений и принята норма о стабильных межбюджетных отношениях на среднесрочный период.

Начиная с этого времени, были разработаны семь законов об объемах трансфертов общего характера на среднесрочные периоды: 2005-2007 годы, 2008-2010 годы, 2011-2013 годы, 2014-2016 годы, 2017-2019 годы, 2020-2022 годы и 2023-2025 годы.

В 2007 году начата работа по выстраиванию качественно новой модели государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. В целях формирования целостной и эффективной системы государственного планирования, ориентированного на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны, в декабре 2007 года была утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты.

Это нашло отражение в новом Бюджетном кодексе от 4 декабря 2008 года, направленного на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами, а именно, на смещение бюджетного процесса от управления ресурсами бюджета, к управлению результатами. Также был осуществлен переход от бюджетного планирования на один год на трехлетний бюджет, который стал основой новой модели государственного планирования.

Со времени обретения независимости Казахстана, была заложена основа современной системы управления государственными финансами.

Важной реформой бюджетной системы Казахстана стало создание в 2000 году Национального фонда Республики Казахстан (далее - НФРК) с целью накопления финансовых ресурсов для будущих поколений посредством сбережения нефтяных доходов, а также снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. НФРК стал важным инструментом поддержания макроэкономической стабильности в стране.

Создание НФРК позволило в период "пиковых" уровней цен на сырьевых рынках нивелировать внешние шоки кризисов 2000-х годов посредством выделения средств на реализацию масштабных антикризисных программ.

Целями направления основного объема доходов от нефти в НФРК в сочетании с фиксированным трансфертом в бюджет являются ограничение влияния волатильности нефтяных доходов на бюджет и повышение бюджетной дисциплины.

Бюджетный процесс на всех уровнях государственного управления регулируется Бюджетным кодексом Республики Казахстан (далее - Бюджетный кодекс), принятым в 2008 году.

Направления бюджетной политики, включая формирование и использование средств НФРК, впервые были определены в Концепции новой бюджетной политики Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2013 года № 590 (далее - Концепция бюджетной политики), и Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 8 декабря
2016 года № 385 (далее - Концепция НФРК).

Концепция бюджетной политики определяла видение, основные подходы к формированию фискальной политики до 2020 года и меры, направляемые на обеспечение комплексных реформ в сфере государственных финансов, в ней были установлены правила в отношении дефицита государственного бюджета и долга.

Данная фискальная основа была усовершенствована в Концепции НФРК, которая содержала дополнительные правила в отношении ненефтяного дефицита бюджета, правительственного долга и минимального объема активов НФРК, а также изменения системы трансфертов из НФРК в республиканский бюджет.

С 2017 года с учетом внесенных в Бюджетный кодекс дополнений уровень ненефтяного дефицита утверждается в законе о трехлетнем республиканском бюджете.

В целях определения лимитов правительственного долга и гарантированного государством долга устанавливается ограничение по внешнему заимствованию квазигосударственного сектора через согласование их объемов с Правительством. Данное ограничение было закреплено в 2017 году Бюджетным кодексом.

В 2018-2020 годы в Концепцию НФРК внесены изменения в отношении правил по гарантированному трансферту из НФРК в республиканский бюджет, ненефтяному дефициту и стабилизации долга.

В 2020 году в Бюджетном кодексе было закреплено бюджетное правило, регламентирующее размер гарантированного трансферта из НФРК. Согласно правилу, размер гарантированного трансферта не должен превышать прогнозируемые поступления в НФРК от нефтяного сектора при установленной «цене отсечения» на нефть.

В 2022 году Указом Президента РК от 10 сентября 2022 года за № 1005 утверждена Концепция управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года (далее – КУГФ), основной целью которой является обеспечение финансовой устойчивости, содействие качественному и устойчивому росту экономики.

КУГФ содержит новые подходы по следующим основным задачам:

  • Обеспечение сбалансированности государственных финансов за счет определения набора бюджетных правил: основных и вспомогательных. Основные бюджетные правила включают правило о гарантированном трансферте из Нацфонда и правило о расходах республиканского бюджета. В качестве вспомогательных видов бюджетных правил будут внедрены правило о ненефтяном дефиците бюджета, правило о чистых активах государства, правило о долге и другие. Данные правила также направлены на обеспечение накопления и ограниченного использования финансовых ресурсов в Нацфонде.
  • Укрепление доходной части бюджета за счет отмены неэффективных налоговых льгот, расширения налоговый базы, усиления администрирования.
  • Повышение эффективности и экономической отдачи выделяемых бюджетных средств за счет внедрения отдельных элементов «блочного» бюджета, обзора расходов, использования механизма оценки экономического эффекта расходов на бюджетные инвестиции и субсидии, синхронизации сроков формирования заключений по итогам оценки с процессами формирования бюджета, совершенствования системы межбюджетных отношений, государственной инвестиционной политики,  обеспечения подотчетности и подконтрольности бюджетных расходов, реформирования квазигосударственного сектора.
  • Обеспечение долговой устойчивости предусматривает меры по усилению мониторинга внутреннего и внешнего долга национальных операторов, государственных предприятий и предприятий, находящихся в коммунальной собственности, проработку инструментария для оценки и прогнозирования долговой устойчивости, расширение перечня субъектов квазигосударственного сектора, для которых определяется предельный лимит внешнего долга, развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг. 
  • Повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса за счет повышения эффективности инструментов транспарентности.
  • Автоматизация и цифровизация бюджетного процесса через совершенствование и интеграцию информационных систем.

Как ожидается, реализация Концепции КУГФ приведет к следующим результатам:

  • снижение ненефтяного дефицита с 9,8 % в 2021 году до уровня не выше 5,0 % к ВВП в 2030 году;
  • снижение дефицита бюджета с 3,1 % в 2021 году до уровня не выше 2,0% к ВВП в 2030 году;
  • сохранение государственного долга с 27,4 % в 2021 году до уровня не выше 32,0 % к ВВП - в 2030 году, в том числе долга Правительства с 23,0 % в 2021 году до уровня не выше 27,5 % к ВВП в 2030 году;
  • увеличение валютных активов НФРК до 100,0 млрд долларов США в 2030 году;
  • чистые внешние активы (отношение внешнего долга Правительства, гарантированного долга и внешнего долга квазигоссектора к валютным активам НФРК) - 0,75;
  • обслуживание правительственного долга из республиканского бюджета - на уровне не более 10 % расходов бюджета;
  • увеличение доходов государственного бюджета без учета трансфертов до 18 % к ВВП в 2030 году.
Помощь
Помощь
Всего посетило за месяц:
Всего посетило вчера:
Сейчас на портале:
URL:
Ошибка:
Комментарий:

Спасибо, информация об ошибке принята.

Извините, в данный момент информация об ошибке не может быть обработана.
Попробуйте позже.