Перейти на страницу рубрики

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Версия для печати

Последнее изменение: 03.04.2023

игровая комната

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется согласно:

- Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348) (далее - Стандарт);

- Типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 декабря 2020 года № 557);

- Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения (приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499).

Также дошкольные организации руководствуются Типовыми правилами деятельности дошкольных организаций (приказ  Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385). 

Стандарт определяет требования к:

1) содержанию дошкольного воспитания и обучения с ориентиром на результаты воспитания и обучения;

2) максимальному объему учебной нагрузки воспитанников;

3) сроку воспитания и обучения.

Целостное развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка на основе общечеловеческих и национальных ценностей с учетом его интересов, особенностей и потребностей, формирование умений и навыков воспитанников осуществляется через:

  • физическое развитие;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие познавательных и интеллектуальных навыков;

  • развитие творческих навыков, исследовательской деятельности;

  • формирование социально-эмоциональных навыков.

Физическое развитие.

Физическое развитие предусматривает воспитание физически здорового ребенка, формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ здорового образа жизни, навыков безопасной жизнедеятельности. 

Физическое развитие осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по физической культуре (адаптивной физической культуре для детей с особыми образовательнысми потребностями), плаванию (при наличии плавательного бассейна) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Задачи физического развития: оказание содействия родителям в приобретении навыков по уходу и развитию детей с раннего возраста; формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков, двигательного опыта через освоение основных видов движений; развитие физических качеств и потребности в двигательной активности; проведение различных игр; развитие творческих способностей и навыков взаимодействия в команде и др.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных навыков предусматривает формирование устной речи, словарного запаса, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, развитие мелкой моторики рук, развитие навыков работы в команде с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей. 

Развитие коммуникативных навыков осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по развитию речи, художественной литературе, основам грамоты, казахскому языку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задачи развития коммуникативных навыков: развитие устной связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности, через знакомство с детской художественной литературой, культурой, обычаями и традициями народа Казахстана, чтение, пересказывание, анализ произведений, формирование звуковой культуры речи, обогащение активного словаря, овладение нормами речи, культуры общения.

Развитие познавательных и интеллектуальных навыков.

Развитие познавательных и интеллектуальных навыков предполагает овладение воспитанниками элементарными навыками познавательной и исследовательской деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.

Развитие познавательных и интеллектуальных навыков осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по сенсорике, основам математики, ознакомлению с окружающим миром с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задачи развития познавательных и интеллектуальных навыков: формирование представлений о сенсорных эталонах, элементарных математических понятий и представлений; овладение способами конструктивной деятельности; развитие креативного и критического мышления; воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к национальной культуре.

Развитие творческих навыков, исследовательской деятельности детей.

Для развития творческих навыков, исследовательских способностей создаются условия для развития творческого воображения, эмоционально-чувственной сферы, мировоззрения, мышления, художественно-эстетического вкуса, воспитание патриотизма через приобщение к национальной культуре с учетом индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.

Задачи развития творческих навыков, исследовательской деятельности: формирование умений и навыков восприятия и понимания произведений искусства, эмоционального познания окружающего мира, представлений о видах искусства.

Развитие творческих навыков, исследовательской деятельности детей осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованные деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и музыке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Формирование социально-эмоциональных навыков.

Целью формирования социально-эмоциональных навыков является позитивная социализация воспитанников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование духовно-нравственных ценностей.

Формирование социально-эмоциональных навыков осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по ознакомлению с окружающим миром с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задачи формирования социально-эмоциональных навыков: приобщение к социальным и этическим традициям и нормам общества, общечеловеческим ценностям, воспитание самостоятельности, решение жизненных ситуаций, формирование уважительного отношения к окружающим людям, чувства принадлежности к своей семье, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, развитие способности и готовности воспитанника к проявлению нравственных качеств, активным действиям, поступкам, отвечающим требованиям нравственных норм, формированию знаний и уважения к истории и культуре Родины, расширение представлений о родной земле, формирование уважительного отношения к различным видам труда и людям разных профессий, расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, развитие креативного мышления.

При планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях учитываются вариативность и использование различных форм, методов и приемов организации детской деятельности, интересы, потребности, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

При воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями руководствуются типовой, учебной, специальной, индивидуальной/адаптированной образовательными программами в соответствии с образовательными потребностями ребенка.

В Стандарте определены: 

возрастная периодизация:

1) ясельный возраст – дети 0 (новорожденные дети) - 2 года;

2) дошкольный возраст – дети 3-5 лет;

возрастные группы:

группа раннего возраста – дети 1 года;

младшая группа –дети 2-х лет;

средняя группа – дети 3-х лет;

старшая группа – дети 4-х лет;

предшкольная группа, предшкольный класс школы (лицея, гимназии) – дети 5-ти лет.

Срок освоения содержания Типовой учебной программы – 5 лет, в одной возрастной группе – 1 год.

Отслеживание уровня воспитания и обучения детей осуществляется на основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с возрастом ребенка. Для проведения мониторинга по усвоению содержания Типовой программы дошкольного воспитания и обучения разработана система индикаторов.

Стандартом определены требования к выпускнику дошкольной организации – «выпускник дошкольной организации – это воспитанник физически развитый, любознательный, инициативный, настойчивый, способный адаптироваться, коммуникабельный, уверенный в себе, умеющий работать в команде, эмоционально отзывчивый, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Помощь
Помощь
Всего посетило за месяц:
Всего посетило вчера:
Сейчас на портале:
URL:
Ошибка:
Комментарий:

Спасибо, информация об ошибке принята.

Извините, в данный момент информация об ошибке не может быть обработана.
Попробуйте позже.