Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Версия для печати
Последнее изменение: 03.04.2023Смотрите также:
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется согласно:
- Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348) (далее - Стандарт);
- Типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 декабря 2020 года № 557);
- Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения (приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499).
Также дошкольные организации руководствуются Типовыми правилами деятельности дошкольных организаций (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385).
Стандарт определяет требования к:
1) содержанию дошкольного воспитания и обучения с ориентиром на результаты воспитания и обучения;
2) максимальному объему учебной нагрузки воспитанников;
3) сроку воспитания и обучения.
Целостное развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка на основе общечеловеческих и национальных ценностей с учетом его интересов, особенностей и потребностей, формирование умений и навыков воспитанников осуществляется через:
-
физическое развитие;
-
развитие коммуникативных навыков;
-
развитие познавательных и интеллектуальных навыков;
-
развитие творческих навыков, исследовательской деятельности;
-
формирование социально-эмоциональных навыков.
Физическое развитие.
Физическое развитие предусматривает воспитание физически здорового ребенка, формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ здорового образа жизни, навыков безопасной жизнедеятельности.
Физическое развитие осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по физической культуре (адаптивной физической культуре для детей с особыми образовательнысми потребностями), плаванию (при наличии плавательного бассейна) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Задачи физического развития: оказание содействия родителям в приобретении навыков по уходу и развитию детей с раннего возраста; формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков, двигательного опыта через освоение основных видов движений; развитие физических качеств и потребности в двигательной активности; проведение различных игр; развитие творческих способностей и навыков взаимодействия в команде и др.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие коммуникативных навыков предусматривает формирование устной речи, словарного запаса, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, развитие мелкой моторики рук, развитие навыков работы в команде с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Развитие коммуникативных навыков осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по развитию речи, художественной литературе, основам грамоты, казахскому языку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи развития коммуникативных навыков: развитие устной связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности, через знакомство с детской художественной литературой, культурой, обычаями и традициями народа Казахстана, чтение, пересказывание, анализ произведений, формирование звуковой культуры речи, обогащение активного словаря, овладение нормами речи, культуры общения.
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков.
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков предполагает овладение воспитанниками элементарными навыками познавательной и исследовательской деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по сенсорике, основам математики, ознакомлению с окружающим миром с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи развития познавательных и интеллектуальных навыков: формирование представлений о сенсорных эталонах, элементарных математических понятий и представлений; овладение способами конструктивной деятельности; развитие креативного и критического мышления; воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к национальной культуре.
Развитие творческих навыков, исследовательской деятельности детей.
Для развития творческих навыков, исследовательских способностей создаются условия для развития творческого воображения, эмоционально-чувственной сферы, мировоззрения, мышления, художественно-эстетического вкуса, воспитание патриотизма через приобщение к национальной культуре с учетом индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
Задачи развития творческих навыков, исследовательской деятельности: формирование умений и навыков восприятия и понимания произведений искусства, эмоционального познания окружающего мира, представлений о видах искусства.
Развитие творческих навыков, исследовательской деятельности детей осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованные деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и музыке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Формирование социально-эмоциональных навыков.
Целью формирования социально-эмоциональных навыков является позитивная социализация воспитанников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование духовно-нравственных ценностей.
Формирование социально-эмоциональных навыков осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по ознакомлению с окружающим миром с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи формирования социально-эмоциональных навыков: приобщение к социальным и этическим традициям и нормам общества, общечеловеческим ценностям, воспитание самостоятельности, решение жизненных ситуаций, формирование уважительного отношения к окружающим людям, чувства принадлежности к своей семье, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, развитие способности и готовности воспитанника к проявлению нравственных качеств, активным действиям, поступкам, отвечающим требованиям нравственных норм, формированию знаний и уважения к истории и культуре Родины, расширение представлений о родной земле, формирование уважительного отношения к различным видам труда и людям разных профессий, расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, развитие креативного мышления.
При планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях учитываются вариативность и использование различных форм, методов и приемов организации детской деятельности, интересы, потребности, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
При воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями руководствуются типовой, учебной, специальной, индивидуальной/адаптированной образовательными программами в соответствии с образовательными потребностями ребенка.
В Стандарте определены:
возрастная периодизация:
1) ясельный возраст – дети 0 (новорожденные дети) - 2 года;
2) дошкольный возраст – дети 3-5 лет;
возрастные группы:
группа раннего возраста – дети 1 года;
младшая группа –дети 2-х лет;
средняя группа – дети 3-х лет;
старшая группа – дети 4-х лет;
предшкольная группа, предшкольный класс школы (лицея, гимназии) – дети 5-ти лет.
Срок освоения содержания Типовой учебной программы – 5 лет, в одной возрастной группе – 1 год.
Отслеживание уровня воспитания и обучения детей осуществляется на основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с возрастом ребенка. Для проведения мониторинга по усвоению содержания Типовой программы дошкольного воспитания и обучения разработана система индикаторов.
Стандартом определены требования к выпускнику дошкольной организации – «выпускник дошкольной организации – это воспитанник физически развитый, любознательный, инициативный, настойчивый, способный адаптироваться, коммуникабельный, уверенный в себе, умеющий работать в команде, эмоционально отзывчивый, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.