Перейти на страницу рубрики

Республиканские олимпиады и конкурсы для школьников Версия для печати

Последнее изменение: 05.04.2020

508f4d6986b80.jpgРеспубликанская олимпиада школьников является одной из эффективных форм выявления и развития одаренных детей республики, повышения интереса учащихся к научным знаниям. Республиканские олимпиады проводятся ежегодно.

Республиканская олимпиада по общеобразовательным предметам

Целями и задачами Олимпиады являются:

  • развитие творческих способностей;
  • углубление теоретических знаний и практических умений;
  • содействие самореализации личности;
  • создание условий для выявления одаренных детей;
  • отбор и подготовка обучающихся к участию в международных олимпиадах;
  • повышение престижа образования в Республике Казахстан.

Олимпиада проводится на протяжении учебного года в четыре этапа соответствующими органами управления образования по каждому общеобразовательному предмету среди учащихся 9-11 классов:

  1. первый (школьный) этап проводится не позднее 30 ноября текущего учебного года в организациях среднего образования по заданиям, подготовленным органами управления образования района (города);
  2. второй (районный/городской) этап проводится органами управления образования района (города) на районном или городском уровне;
  3. третий (областной) этап проводится управлениями образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, республиканскими организациями образования (далее – РОО), Автономной организацией образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – АОО НИШ") и Некоммерческим акционерным обществом "Республиканская физико-математическая школа" (далее – НАО "РФМШ");
  4. четвертый (республиканский) этап проводится с разделением предметов естественно-математического и общественно-гуманитарного направлений в разных регионах республики.

Работы участников на всех этапах Олимпиады предоставляются жюри заранее в зашифрованном и отсканированном виде.

Оценивание работ членами жюри обеспечивается в соответствии с критериями оценивания, разработанными оргкомитетами.

Результаты оценивания работ по итогам каждого этапа передаются оргкомитетам.

На первом и втором этапах Олимпиады принимают участие учащиеся организаций образования по программам среднего и общего среднего образования.

На третьем этапе Олимпиады участвуют учащиеся общего среднего образования лучшие три участника, отобранные после второго этапа, для городов Астана и Алматы, для АОО "НИШ" и РОО – шесть участников.

Участники с соответствующим уровнем знаний допускаются к участию в Олимпиаде по программам старших классов.

К четвертому этапу Олимпиады допускаются победители третьего этапа (в соответствии с результатами, не более двух участников по каждому предмету и классу) учащиеся 9-11 классов по предметам естественно-математического направления и учащиеся 10-11 классов по предметам общественно-гуманитарного направления, а также участники учебно-тренировочных сборов олимпийского резерва.

Каждый участник четвертого этапа Олимпиады обеспечивается отдельным рабочим местом, тетрадью и/или бумагой со штампом РНПЦ "Дарын" для выполнения заданий, текстом заданий на языке его обучения.

Результаты оценивания работ участников после окончания четвертого этапа Олимпиады размещаются на интернет-ресурсе РНПЦ "Дарын" и в местах проведения в течение 1 часа (60 минут).

После подведения итогов четвертого этапа Олимпиады отсканированные копии работ участников размещаются на интернет-ресурсе РНПЦ "Дарын" без указания фамилии, имени, отчества (при его наличии) участников.

Для обеспечения открытости и прозрачности четвертого этапа Олимпиады процесс его проведения обеспечивается системой видеонаблюдения для просмотра в режиме онлайн.

Призеры школьных, районных и областных (городских) Олимпиад награждаются дипломами, грамотами и призами местных представительных и исполнительных органов в области образования.

Количество победителей на четвертом этапе Олимпиады составляет 45 процентов от общего количества участников четвертого этапа Олимпиады по каждому предмету и классу.

Победители каждого этапа Олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени. Количество дипломов I, II и III степени на республиканском этапе Олимпиады определяется исходя из следующей пропорции: 50 % от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30 % - дипломами II степени, 20 % - дипломами I степени.

Количество призеров увеличивается по решению жюри в случае, если несколько участников набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, необходимому для определения призовых мест.

Президентская олимпиада по предметам естественно-математического цикла

Цели и задачи Президентской олимпиады:

  1. создание оптимальных условий для выявления одаренных учащихся по математике, физике, химии и биологии среди учащихся организаций среднего образования, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
  2. повышение интереса учащихся к изучению предметов естественно-математического направления, углубление теоретических знаний и умений;
  3. содействие самореализации и саморазвитию личности.

Порядок организации и проведения Президентской олимпиады

Президентская олимпиада проводится ежегодно в три этапа:

  1. первый (региональный) этап – с 1 сентября до 1 ноября;
  2. второй (отборочный) этап – проводится в 2 тура:
  • 1 тур (дистанционный) – до 15 ноября;
  • 2 тур (творческий) – в день проведения дистанционного тура;
  1. третий (республиканский) этап – до 30 ноября.

Участники второго (творческого) тура пишут на языке их обучения эссе в объеме не более 1 страницы в течение 45 минут.

Каждый участник Президентской олимпиады на всех этапах выполняет задания по четырем предметам: математика, физика, химия и биология на языке его обучения.

В Президентской олимпиаде принимают участие учащиеся 11 класса организаций образования республики, ранее не принимавшие участие в республиканских и международных предметных олимпиадах.

По результатам регионального этапа на отборочный этап каждая область, города Астана, Алматы и Шымкент, АОО "НИШ" представляют команды в составе не более 20 человек (по каждому предмету не более 5-ти участников), РОО и НАО "РФМШ" - команды в составе не более 8 человек (по каждому предмету не более 2-х участников).

По результатам 2-х туров отборочного этапа республиканским организационным комитетом (далее - оргкомитет) утверждаются списки участников республиканского этапа Президентской олимпиады.

Всем участникам республиканского этапа вручаются сертификаты участника Президентской олимпиады по форме прилагаемой к настоящему приказу.

Победители и призеры Президентской олимпиады по каждому предмету награждаются дипломами Министерства. Количество победителей составляет 25 % от общего количества участников. Количество дипломов I, II и III степени на заключительном этапе Олимпиады определяется исходя из следующей пропорции: 50 % от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30 % - дипломами II степени, 20 % - дипломами I степени.

Дипломы победителям выписываются по одному предмету (в соответствии с наибольшим количеством набранных ими баллов по определенному предмету).

Республиканские конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам

Целями и задачами Научных конкурсов являются:

  1. стимулирование научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся;
  2. отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных юных исследователей;
  3. содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан.

Отборочные этапы Научных конкурсов проводятся в соответствии с требованиями Международных Правил (Intel ISEF) - Комитетом Научного Рецензирования (далее - КНР). КНР – является группой квалифицированных лиц, ответственных за оценку соответствия научных работ, сертификатов, планов научных исследований и экспонатов с правилами, законами и постановлениями на каждом этапе Научных конкурсов.

На Научные конкурсы представляются работы:

  1. освещающие факты, события, явления и отдельные, неизвестные ранее стороны в данной области науки;
  2. представляющие конструкции аппаратов, моделей и приборов, вносящих новое в решение практических задач, содействующие совершенствованию школьных экспериментов, рационализации производственных процессов;
  3. компьютерные модели и проекты с экономическо-юридическим обоснованием, направленные на решение социально-экономических проблем.

На Научные конкурсы не допускаются работы:

  1. с использованием аппаратуры, доступ к которой не разрешен для несовершеннолетних, где имеются эксперименты с жестоким обращением с животными и в которых используются вредные для здоровья людей и животных вещества (токсичные, радиоактивные, неизученные биологически активные соединения, обладающие канцерогенным и мутагенным действиями; вещества патогенные или условно патогенные для человека и животных; микроорганизмы, вирусы, алкоголь, табак);
  2. ранее представленные на республиканских конкурсах.

Требования к оформлению исследовательской работы:

  1. текст работы должен быть отпечатан на компьютере и содержать:
  • титульный лист;
  • оглавление;
  • абстракт (аннотацию) на казахском или русском языке (в зависимости от того, на каком языке написана исследовательская работа), и на английском языке;
  • введение;
  • исследовательскую часть;
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  1. на титульном листе указываются:
  • полное наименование организации, где выполнена работа, город, школа;
  • фамилия, имя автора (соавтора), класс;
  • название работы;
  • направление, по которому подготовлена работа, секция;
  • фамилия, имя, отчество руководителя;
  • город (где проводится соревнование), год;
  1. абстракт (аннотация) (не более 250 слов) должен отражать краткое содержание работы, включая:
  • цель исследования;
  • гипотезу;
  • этапы, процедуру исследования;
  • методику эксперимента;
  • новизну исследования и степень самостоятельности;
  • результаты работы и выводы;
  • области практического использования результатов;
  1. во введении (не более 2-х страниц) приводятся: актуальность выбранной темы исследований, цель (задача) данной работы; кратко указываются методы решения поставленной задачи;
  2. исследовательская часть работы (не более 20 страниц) должна состоять из отдельных глав (параграфов) и содержать:
  • аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и сформулировать ее цель (задачу);
  • описание методов решения поставленной задачи;
  • результаты работы и их обсуждение;
  • иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки);
  1. ссылки на использованную литературу следует давать в квадратных скобках. Нумерация должна быть последовательной, по мере появления ссылок в тексте;
  2. заключение (не более 1 страницы) содержит основные результаты работы и сделанные на их основании выводы, рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях;
  3. использованная литература приводится в конце работы общим списком в следующем порядке:
  • фамилия и инициалы автора;
  • название статьи и журнала (для журнальных статей);
  • название журнала, книги;
  • место издания и издательство (для книг);
  • год издания, номер выпуска, страницы;
  1. каждая работа должна сопровождаться отзывом руководителя, в котором отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов;
  2. к четвертому этапу рекомендуется подготовить демонстрационный материал (к докладу) для размещения на стенде размером не более 135х125 квадратных сантиметров.

Требования к оформлению стенда:

  • в верхней части стенда по горизонтали необходимо поместить абстракт, имя участника, возраст, название школы, села/города, области;
  • материалы стенда отражают содержание работы, оформляются эстетично, включают графики, фотографии, рисунки, диаграммы, которые пронумерованы, выводы;
  • при подготовке содержания основное внимание уделяется представлению результатов, полученных автором проекта.

Научный руководитель обеспечивает достоверность и корректность полученных результатов, что работа не содержит результатов, переписанных из дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций, отчетов научных коллективов. Учащийся должен выполнить посильную работу, приобретая новые знания и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Темы исследовательских работ регистрируются Республиканским научно-практическим центром "Дарын" (далее – РНПЦ "Дарын") не позднее 20 сентября соответствующего года для аффиляции зарегистрированных проектов в Intel ISEF (г. Вашингтон, США).

Научные конкурсы проводятся в четыре этапа:

  1. первый этап (школьный, районный) – отделами образования;
  2. второй этап (предотборочный) – управлениями образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, республиканскими организациями образования (далее – РОО), Автомномной организацией образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – АОО НИШ"), Некоммерческим акционерным обществом "Республиканская физико-математическая школа" (далее – НАО "РФМШ") в два тура:
  • первый тур – защита проектов;
  • второй тур – тестирование по программе углубленного изучения профилирующего предмета соответственно классу, языку обучения согласно перечню предметов, по которым проводятся республиканские конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам, указанным в приложении к настоящим Правилам.

Тесты, составленные методическим советом, включают 60 вопросов (120 баллов), на выполнение которых отводится 2 астрономических часа.

К третьему этапу допускаются участники второго тура предотборочного этапа, набравшие не менее 50% баллов от общего количества баллов тестирования. Для допуска командной работы на третий этап проходным баллом является среднеарифметическое количество баллов набранных авторами работы;

  1. третий этап (отборочный) - РНПЦ "Дарын" по предметам естественно-математического направления и областными организациями образования по предметам общественно-гуманитарного направления (предварительная экспертиза).

К четвертому этапу Научного конкурса допускаются призеры третьего этапа, набравшие наибольшее количество баллов;

  1. четвертый этап (республиканский) –– Республиканским оргкомитетом (защита проектов).

Победители областного этапа Научных конкурсов награждаются дипломами I, II и III степени.

Количество победителей на республиканском этапе составляет 45 процентов от общего количества участников республиканского этапа Научных конкурсов.

Победители республиканского этапа Научных конкурсов награждаются дипломами I, II и III степени. Количество дипломов I, II и III степени определяется исходя из следующей пропорции: 50% от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30% - дипломами II степени, 20% - дипломами I степени.

Количество победителей республиканского этапа увеличивается по решению жюри в случае, если несколько участников набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, необходимому для определения призовых мест.

 

 

Помощь
Помощь
Всего посетило за месяц:
Всего посетило вчера:
Сейчас на портале:
URL:
Ошибка:
Комментарий:

Спасибо, информация об ошибке принята.

Извините, в данный момент информация об ошибке не может быть обработана.
Попробуйте позже.