Сегодня в век информатизации современную жизнь невозможно представить без информационных технологий. В результате стремительного развития информационной революции информация стала самым главным ресурсом государственного управления. Возник даже новый термин – информационное государство. Указом Президента РК в 2013 году 8 января была утверждена Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020». В этой статье мы попытаемся подробнее выяснить его основные задачи и направления.
Что такое информационное общество?
В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Основными критериями развитости информационного общества является наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
Информационное общество направлено на достижение высокого уровня благосостояния народа за счет развитой и доступной инновационной и инфраструктуры информационных технологий.
Казахстан в свою очередь объективно вовлечен в процесс становления глобального информационного общества. Поэтому, для создания всех необходимых условий, разработана Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020», они позволят нашей стране осуществить полноценный переход к информационному обществу.
Информационное общество в Казахстанской перспективе
Инфокоммуникационные технологии стремительно развиваясь становятся важными факторами модернизации общества. Влияние на экономические показатели на образ жизни людей характеризует значимость развития ИКТ для экономики и жизни граждан современного Казахстана.
За последние годы в секторе ИКТ Казахстан сделал значительный рывок.
Сфера почтовой связи, телекоммуникаций и доступ к интернету активно развивается.
Для повышения качества услуг, предоставляемых населению и бизнесу, проведена большая работа по улучшению деятельности НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан», реализованы механизмы диалога и обратной связи государства с населением и бизнесом посредством интернет-ресурсов государственных органов, виртуальных приемных, интернет-конференций. Но создание информационного общества на этом не заканчивается, идет непрерывная работа.
Программой предусмотрены условия для создания возможностей гражданам освоить и получить навыки работы с информационными технологиями посредством электронного образования, пожизненного обучения и подготовки, работать дистанционно, получать услуги доступного электронного здравоохранения. Также, в целях построения более открытой, доступной и конкурентоспособной экономики нашей страны, Программой предусматривается максимальное внедрение интеллектуальных систем в основополагающие отрасли экономики.
Предполагается, что завершающим этапом реализации перехода Казахстана к информационному обществу станет Государственная программа «Информационный Казахстан – 2030».
Основные цели и задачи государственной программы «Информационный Казахстан»
Основная цель программы «Информационный Казахстан—2020» — создание условий, обеспечивающих переход Казахстана к информационному обществу.
Основные задачи - обеспечение эффективности системы государственного управления, доступности инновационной и информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества, а также развитие отечественного информационного пространства.
Срок реализации программы – 1этап: 2013-2017 годы, 2 этап: 2018-2020 годы.
В результате реализации Государственной программы «Информационный Казахстан - 2020» республика должна достичь следующих ключевых показателей:
- Казахстан в рейтинге DoingBusiness Всемирного Банка в 2020 году должен находиться в списке первых 35 стран
- Индекс «электронного правительства» (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран
- Доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры в домохозяйствах Республики Казахстан – 100 %
- Количество пользователей сети Интернет в 2020 году – 75 %
- Охват эфирным цифровым телерадиовещанием населения Казахстана – 95 %
- Доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны – 4 %
- Доля организаций здравоохранения, подключенных к единой сети здравоохранения, – 100 %
- Доля научно-образовательных учреждений, подключенных к единой национальной научно-образовательной сети, – 100%
- Уровень компьютерной грамотности – 80 %
- Доля электронных средств массовой информации к общему числу зарегистрированных в Казахстане СМИ – 100 %
- Доля оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно, - 40 %
- Доля государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, - 50 %
- Доля оказанных электронных государственных услуг по отношению к общему числу услуг, полученных в традиционном виде, - 80 %.
Этапы реализации программы
Применение информационных технологий на всех уровнях госорганов обеспечит порядок контроля, исключит дублирование данных, это позволит сократить расход бюджета и увеличить качество предоставляемых услуг.
Как же будут реализовываться эти задачи?
- Будет разработана Единая информационно-аналитическая среда государственных органов. На базе Call-центра «электронного правительства» получит дальнейшее развитие Единый Call-центр по вопросам оказания государственных услуг, жалоб на качество оказания.
- Будет создан Единый личный кабинет гражданина, предназначенный для официального информационного взаимодействия юридических и физических лиц с государственными органами и организациями по вопросам оказания государственных и негосударственных услуг.
- Будут открыты специализированные курсы повышения компьютерной грамотности работников той или иной сферы до необходимого уровня знаний, применяемых в его работе ИКТ, проработан вопрос развития рынка дистанционной занятости.
- Для предпринимателей малого и среднего бизнеса, безработной и/или частично занятой молодежи, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей и других категорий социально незащищенных слоев населения будут проводиться курсы по базовым навыкам компьютерной грамотности и получению государственных услуг в электронной форме.
- В целях развития здравоохранения будет создана защищенная единая сеть здравоохранения, позволяющая в необходимых случаях организовывать телемосты, консилиумы и консультации с ведущими специалистами отрасли.
- совершенствование разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов, направленных на автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов оказания государственных услуг.
- будут решены задачи по совершенствованию государственного управления, созданию открытого и «мобильного правительства», развитию доступности информационной инфраструктуры, получению гражданами доступа к услугам электронного образования, здравоохранения и т.д.