Республиканская олимпиада школьников является одной из эффективных форм выявления и развития одаренных детей республики, повышения интереса учащихся к научным знаниям. Республиканские олимпиады проводятся ежегодно.
Республиканская олимпиада по общеобразовательным предметам
Целями и задачами Олимпиады являются:
- развитие творческих способностей;
- углубление теоретических знаний и практических умений;
- содействие самореализации личности;
- создание условий для выявления одаренных детей;
- отбор и подготовка обучающихся к участию в международных олимпиадах;
- повышение престижа образования в Республике Казахстан.
Олимпиада проводится на протяжении учебного года в четыре этапа соответствующими органами управления образования по каждому общеобразовательному предмету среди учащихся 9-11 классов:
- первый (школьный) этап проводится не позднее 30 ноября текущего учебного года в организациях среднего образования по заданиям, подготовленным органами управления образования района (города);
- второй (районный/городской) этап проводится органами управления образования района (города) на районном или городском уровне;
- третий (областной) этап проводится управлениями образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, республиканскими организациями образования (далее – РОО), Автономной организацией образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – АОО НИШ") и Некоммерческим акционерным обществом "Республиканская физико-математическая школа" (далее – НАО "РФМШ");
- четвертый (республиканский) этап проводится с разделением предметов естественно-математического и общественно-гуманитарного направлений в разных регионах республики.
Работы участников на всех этапах Олимпиады предоставляются жюри заранее в зашифрованном и отсканированном виде.
Оценивание работ членами жюри обеспечивается в соответствии с критериями оценивания, разработанными оргкомитетами.
Результаты оценивания работ по итогам каждого этапа передаются оргкомитетам.
На первом и втором этапах Олимпиады принимают участие учащиеся организаций образования по программам среднего и общего среднего образования.
На третьем этапе Олимпиады участвуют учащиеся общего среднего образования лучшие три участника, отобранные после второго этапа, для городов Астана и Алматы, для АОО "НИШ" и РОО – шесть участников.
Участники с соответствующим уровнем знаний допускаются к участию в Олимпиаде по программам старших классов.
К четвертому этапу Олимпиады допускаются победители третьего этапа (в соответствии с результатами, не более двух участников по каждому предмету и классу) учащиеся 9-11 классов по предметам естественно-математического направления и учащиеся 10-11 классов по предметам общественно-гуманитарного направления, а также участники учебно-тренировочных сборов олимпийского резерва.
Каждый участник четвертого этапа Олимпиады обеспечивается отдельным рабочим местом, тетрадью и/или бумагой со штампом РНПЦ "Дарын" для выполнения заданий, текстом заданий на языке его обучения.
Результаты оценивания работ участников после окончания четвертого этапа Олимпиады размещаются на интернет-ресурсе РНПЦ "Дарын" и в местах проведения в течение 1 часа (60 минут).
После подведения итогов четвертого этапа Олимпиады отсканированные копии работ участников размещаются на интернет-ресурсе РНПЦ "Дарын" без указания фамилии, имени, отчества (при его наличии) участников.
Для обеспечения открытости и прозрачности четвертого этапа Олимпиады процесс его проведения обеспечивается системой видеонаблюдения для просмотра в режиме онлайн.
Призеры школьных, районных и областных (городских) Олимпиад награждаются дипломами, грамотами и призами местных представительных и исполнительных органов в области образования.
Количество победителей на четвертом этапе Олимпиады составляет 45 процентов от общего количества участников четвертого этапа Олимпиады по каждому предмету и классу.
Победители каждого этапа Олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени. Количество дипломов I, II и III степени на республиканском этапе Олимпиады определяется исходя из следующей пропорции: 50 % от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30 % - дипломами II степени, 20 % - дипломами I степени.
Количество призеров увеличивается по решению жюри в случае, если несколько участников набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, необходимому для определения призовых мест.
Президентская олимпиада по предметам естественно-математического цикла
Цели и задачи Президентской олимпиады:
- создание оптимальных условий для выявления одаренных учащихся по математике, физике, химии и биологии среди учащихся организаций среднего образования, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
- повышение интереса учащихся к изучению предметов естественно-математического направления, углубление теоретических знаний и умений;
- содействие самореализации и саморазвитию личности.
Порядок организации и проведения Президентской олимпиады
Президентская олимпиада проводится ежегодно в три этапа:
- первый (региональный) этап – с 1 сентября до 1 ноября;
- второй (отборочный) этап – проводится в 2 тура:
- 1 тур (дистанционный) – до 15 ноября;
- 2 тур (творческий) – в день проведения дистанционного тура;
- третий (республиканский) этап – до 30 ноября.
Участники второго (творческого) тура пишут на языке их обучения эссе в объеме не более 1 страницы в течение 45 минут.
Каждый участник Президентской олимпиады на всех этапах выполняет задания по четырем предметам: математика, физика, химия и биология на языке его обучения.
В Президентской олимпиаде принимают участие учащиеся 11 класса организаций образования республики, ранее не принимавшие участие в республиканских и международных предметных олимпиадах.
По результатам регионального этапа на отборочный этап каждая область, города Астана, Алматы и Шымкент, АОО "НИШ" представляют команды в составе не более 20 человек (по каждому предмету не более 5-ти участников), РОО и НАО "РФМШ" - команды в составе не более 8 человек (по каждому предмету не более 2-х участников).
По результатам 2-х туров отборочного этапа республиканским организационным комитетом (далее - оргкомитет) утверждаются списки участников республиканского этапа Президентской олимпиады.
Всем участникам республиканского этапа вручаются сертификаты участника Президентской олимпиады по форме прилагаемой к настоящему приказу.
Победители и призеры Президентской олимпиады по каждому предмету награждаются дипломами Министерства. Количество победителей составляет 25 % от общего количества участников. Количество дипломов I, II и III степени на заключительном этапе Олимпиады определяется исходя из следующей пропорции: 50 % от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30 % - дипломами II степени, 20 % - дипломами I степени.
Дипломы победителям выписываются по одному предмету (в соответствии с наибольшим количеством набранных ими баллов по определенному предмету).
Республиканские конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам
Целями и задачами Научных конкурсов являются:
- стимулирование научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся;
- отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных юных исследователей;
- содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан.
Отборочные этапы Научных конкурсов проводятся в соответствии с требованиями Международных Правил (Intel ISEF) - Комитетом Научного Рецензирования (далее - КНР). КНР – является группой квалифицированных лиц, ответственных за оценку соответствия научных работ, сертификатов, планов научных исследований и экспонатов с правилами, законами и постановлениями на каждом этапе Научных конкурсов.
На Научные конкурсы представляются работы:
- освещающие факты, события, явления и отдельные, неизвестные ранее стороны в данной области науки;
- представляющие конструкции аппаратов, моделей и приборов, вносящих новое в решение практических задач, содействующие совершенствованию школьных экспериментов, рационализации производственных процессов;
- компьютерные модели и проекты с экономическо-юридическим обоснованием, направленные на решение социально-экономических проблем.
На Научные конкурсы не допускаются работы:
- с использованием аппаратуры, доступ к которой не разрешен для несовершеннолетних, где имеются эксперименты с жестоким обращением с животными и в которых используются вредные для здоровья людей и животных вещества (токсичные, радиоактивные, неизученные биологически активные соединения, обладающие канцерогенным и мутагенным действиями; вещества патогенные или условно патогенные для человека и животных; микроорганизмы, вирусы, алкоголь, табак);
- ранее представленные на республиканских конкурсах.
Требования к оформлению исследовательской работы:
- текст работы должен быть отпечатан на компьютере и содержать:
- титульный лист;
- оглавление;
- абстракт (аннотацию) на казахском или русском языке (в зависимости от того, на каком языке написана исследовательская работа), и на английском языке;
- введение;
- исследовательскую часть;
- заключение;
- список использованной литературы;
- на титульном листе указываются:
- полное наименование организации, где выполнена работа, город, школа;
- фамилия, имя автора (соавтора), класс;
- название работы;
- направление, по которому подготовлена работа, секция;
- фамилия, имя, отчество руководителя;
- город (где проводится соревнование), год;
- абстракт (аннотация) (не более 250 слов) должен отражать краткое содержание работы, включая:
- цель исследования;
- гипотезу;
- этапы, процедуру исследования;
- методику эксперимента;
- новизну исследования и степень самостоятельности;
- результаты работы и выводы;
- области практического использования результатов;
- во введении (не более 2-х страниц) приводятся: актуальность выбранной темы исследований, цель (задача) данной работы; кратко указываются методы решения поставленной задачи;
- исследовательская часть работы (не более 20 страниц) должна состоять из отдельных глав (параграфов) и содержать:
- аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и сформулировать ее цель (задачу);
- описание методов решения поставленной задачи;
- результаты работы и их обсуждение;
- иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки);
- ссылки на использованную литературу следует давать в квадратных скобках. Нумерация должна быть последовательной, по мере появления ссылок в тексте;
- заключение (не более 1 страницы) содержит основные результаты работы и сделанные на их основании выводы, рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях;
- использованная литература приводится в конце работы общим списком в следующем порядке:
- фамилия и инициалы автора;
- название статьи и журнала (для журнальных статей);
- название журнала, книги;
- место издания и издательство (для книг);
- год издания, номер выпуска, страницы;
- каждая работа должна сопровождаться отзывом руководителя, в котором отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов;
- к четвертому этапу рекомендуется подготовить демонстрационный материал (к докладу) для размещения на стенде размером не более 135х125 квадратных сантиметров.
Требования к оформлению стенда:
- в верхней части стенда по горизонтали необходимо поместить абстракт, имя участника, возраст, название школы, села/города, области;
- материалы стенда отражают содержание работы, оформляются эстетично, включают графики, фотографии, рисунки, диаграммы, которые пронумерованы, выводы;
- при подготовке содержания основное внимание уделяется представлению результатов, полученных автором проекта.
Научный руководитель обеспечивает достоверность и корректность полученных результатов, что работа не содержит результатов, переписанных из дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций, отчетов научных коллективов. Учащийся должен выполнить посильную работу, приобретая новые знания и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Темы исследовательских работ регистрируются Республиканским научно-практическим центром "Дарын" (далее – РНПЦ "Дарын") не позднее 20 сентября соответствующего года для аффиляции зарегистрированных проектов в Intel ISEF (г. Вашингтон, США).
Научные конкурсы проводятся в четыре этапа:
- первый этап (школьный, районный) – отделами образования;
- второй этап (предотборочный) – управлениями образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, республиканскими организациями образования (далее – РОО), Автомномной организацией образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – АОО НИШ"), Некоммерческим акционерным обществом "Республиканская физико-математическая школа" (далее – НАО "РФМШ") в два тура:
- первый тур – защита проектов;
- второй тур – тестирование по программе углубленного изучения профилирующего предмета соответственно классу, языку обучения согласно перечню предметов, по которым проводятся республиканские конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам, указанным в приложении к настоящим Правилам.
Тесты, составленные методическим советом, включают 60 вопросов (120 баллов), на выполнение которых отводится 2 астрономических часа.
К третьему этапу допускаются участники второго тура предотборочного этапа, набравшие не менее 50% баллов от общего количества баллов тестирования. Для допуска командной работы на третий этап проходным баллом является среднеарифметическое количество баллов набранных авторами работы;
- третий этап (отборочный) - РНПЦ "Дарын" по предметам естественно-математического направления и областными организациями образования по предметам общественно-гуманитарного направления (предварительная экспертиза).
К четвертому этапу Научного конкурса допускаются призеры третьего этапа, набравшие наибольшее количество баллов;
- четвертый этап (республиканский) –– Республиканским оргкомитетом (защита проектов).
Победители областного этапа Научных конкурсов награждаются дипломами I, II и III степени.
Количество победителей на республиканском этапе составляет 45 процентов от общего количества участников республиканского этапа Научных конкурсов.
Победители республиканского этапа Научных конкурсов награждаются дипломами I, II и III степени. Количество дипломов I, II и III степени определяется исходя из следующей пропорции: 50% от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30% - дипломами II степени, 20% - дипломами I степени.
Количество победителей республиканского этапа увеличивается по решению жюри в случае, если несколько участников набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, необходимому для определения призовых мест.