Перейти на страницу рубрики

Цифровая грамотность в Казахстане Версия для печати

Последнее изменение: 06.04.2020

Общение в мессенджере, онлайн платежи, электронные услуги – все это становится частью повседневных дел современного человека. Цифровизация, интенсивно вошедшая в жизнь казахстанцев с принятием государственной программы «Цифровой Казахстан», создает новую модель экономики, в которой оцифрованы не только базовые отрасли и бизнес, но и вся жизнь общества.

Например, портал электронного правительства eGov.kz работает для того, чтобы граждане имели быстрый доступ к государственным услугам. Это –услуги и сервисы, такие как подача заявлений, получение справок, лицензий, постановка на учет, регистрация и другие операции. Государственные органы, а также многие другие организации, например, банки и почта, также переводят свою работу в электронный формат, избавляясь от бумажного документооборота. Но, проблема в том, что не все граждане умеют пользоваться новыми технологиями. Чтобы ее решить, необходимо обучить население по-новому пользоваться привычными услугами.

Прежде всего, необходимо определить единое понимание термина «цифровая грамотность». Говоря простым языком, это – знание и умение человека использовать информационные технологии в повседневной жизни и работе.

В сфере переподготовки кадров местные исполнительные органы на постоянной основе будут проводить обучение и переобучение населения востребованным цифровым навыкам. Также данное мероприятие охватит представителей малого и среднего бизнеса.

C целью расширения образовательных возможностей для всех желающих получить необходимые навыки, будет создана национальная платформа открытого образования, которая предоставит онлайн-курсы, в первую очередь, обеспечивающие базовую подготовку по востребованным инженерно-техническим направлениям, с привлечением к их созданию больших коллективов лучших профессоров казахстанских университетов и представителей производства.

В 2018 году в каждом регионе Казахстана (в районных центрах, селах и поселках) прошли курсы по обучению населения базовым навыкам цифровой грамотности. Учебные курсы предоставлялись бесплатно для всех желающих повысить свою компетенцию по одному либо четырем навыкам:

  1. «Базовые цифровые навыки». Они включают в себя уверенное использование персонального компьютера и ноутбука, мобильных устройств, сети Интернет, а также затрагивают темы безопасности и защиты данных.
  2. «Электронное правительство и электронные государственные услуги». Тема охватывает навыки работы с порталом электронного правительства, включающие в себя получение необходимых электронных государственных услуг онлайн, не выходя из дома.
  3. «Открытое правительство». Обучение данной теме включает в себя навыки использования четырех компонентов портала открытого правительства: открытые данные, открытые нормативно-правовые акты, открытый диалог и бюджеты.
  4. «Электронная торговля». Обучающий блок включает в себя навыки приобретения, продажи и продвижения товаров и услуг онлайн.

Обучение проходило на базе школ, колледжей и библиотек. По всему Казахстану задействовано 2 729 учреждений, в которых проходили курсы.

Все 4 компетенции цифровой грамотности можно изучить за 1-2 дня, в зависимости от графика и успеваемости группы. Многие изучают один навык, а через время другой. За первую неделю цифровой грамотности обучились более 140 тысяч казахстанцев. Среди них много пенсионеров и учителей тех школ, в которых проходят курсы. К примеру, в школе-лицей № 15 г. Астаны в классе из 15 человек, половина обучающихся – люди пожилого возраста. Для многих из них занятия – повод не скучать дома и, наконец, научиться базовым компьютерным навыкам, чтобы не беспокоить внуков по этому поводу. Навыки покупки товаров в интернете многие пользователи получают самостоятельно. При этом, важно, каким был их опыт взаимодействия с интернет-магазинами. По словам обучающихся, сложности доставляет процесс оформления товара, когда интернет-магазин требует долгой регистрации. Еще один барьер, который сложно преодолеть взрослому поколению – безналичный платеж. На курсах по цифровой грамотности как раз и объясняют, как проводить платеж в интернете безопасно и быстро.

Курсы по обучению навыкам цифровой грамотности успешно стартовали во всех регионах Казахстана. В рамках госпрограммы "Цифровой Казахстан" планируется поэтапно повысить уровень цифровой грамотности населения до 83% к 2022 году.

Помощь
Помощь
Всего посетило за месяц:
Всего посетило вчера:
Сейчас на портале:
URL:
Ошибка:
Комментарий:

Спасибо, информация об ошибке принята.

Извините, в данный момент информация об ошибке не может быть обработана.
Попробуйте позже.