Школа потребителя Версия для печати
Последнее изменение: 21.09.2022Смотрите также:
Большинство людей, ежедневно совершая покупки, а так же пользуясь разными услугами совершенно не задумывается о том, что в момент приобретения тех или иных товаров и услуг становятся одной из сторон сделок розничной купли-продажи. В данной статье мы расскажем о потребительских правах и интересах. Заключая договора с организациями на выполнение работ и оказание услуг всегда нужно помнить и о потребительских правах на случай непредвиденных споров с услугодателем. Потребитель имеет значительный арсенал возможностей для того, чтобы реализовать законные права и интересы. Взаимоотношения с продавцом в таких случаях регулируются Законом «О защите прав потребителей».
Какие законные права имеют потребители?
- свободное заключение договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг;
- доступ к информации в сфере защиты прав потребителей;
- получение информации о товаре, работе, услуге, а также о продавце, изготовителе, исполнителе;
- приобретение безопасного товара, работы, услуги;
- свободный выбор товара, работы, услуги;
- надлежащее качество товара, работы, услуги;
- обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
- возмещение в полном объеме убытков причиненных их жизни, здоровью и имуществу вследствие недостатков товара, работы, услуги;
- получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги);
- предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;
- создание общественных объединений потребителей;
- возмещение морального вреда;
- защиту прав и законных интересов;
- осуществление иных прав, предусмотренных Законом.
Условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора:
- освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя;
- исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, изготовителем) договорных обязательств;
- установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам);
- установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору;
- предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора;
- предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора;
- предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;
- предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права определять соответствие товара условиям договора или предоставление ему права толкования договора;
- ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) по обязательствам, принятым его представителями;
- установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) не выполнит своих обязательств;
- предоставление продавцу (исполнителю, производителю) права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан о перемене лиц в обязательстве;
- иные условия, нарушающие и (или) ущемляющие права и законные интересы потребителей.